Неутешительный приз для Airbus

14 ноября, в третий день работы Dubai Air Show 2017, Airbus заключил предварительное соглашение с Golden Falcon Aviation на поставку 25 самолётов Airbus A320neo в интересах Wataniya Airways.

Джон Лихи (John Leahy), коммерческий директор европейского концерна, подписывал меморандум с президентом лизинговой компании Хамадом Аль-Тувайджри (Hamad Al-Tuwaijri) в присутствии президента кувейтской авиакомпании Али Аль-Фузана (Ali Al Fouzan).

Этот новый заказ на 25 самолётов семейства A320neo подтверждает наше лидерство в сегменте узкофюзеляжных самолётов. Операционная эффективность и непревзойдённый комфорт для пассажиров делает наш продукт идеальным выбором для расширения флота Wataniya.

Джон Лихи (John Leahy)

Возможно, главный промах старого волка

Эти же слова готовящийся красиво уйти на пенсию топ-менеджер мог произнести и при подписании контракта с Emirates на три-четыре десятка A380 Superjumbo — но не смог, потому что долго ожидаемый и желанный заказ размещён не был.

Сэр Тимоти Кларк (Sir Timothy Charles Clark), президент главной авиакомпании эмирата Дубай, утверждает, что для контракта Airbus должен гарантировать сохранение своего гиганта в производстве на ближайшие 10… 15 лет. Коллизия в том, что без соглашения с Emirates (EK) гарантии почти однозначно никто не даст: A380 уйдёт в историю.

Представленный на Парижском авиашоу в июне этого года Airbus A380 Plus не произвёл впечатления на главного заказчика. Увеличенная пассажирская ёмкость, достигнутая за счёт сокращения «общественных» пространств внутри салонов верхней и нижней палубы и сужения лестниц — это точно не то, чего хочет авиакомпания, работающая в премиальном сегменте. С другой стороны, что именно не устраивает заказчика, публично не говорится.

Ранее на эту тему:  Что улучшил Plus в Airbus A380: подробности о новой версии


Airbus A380 Plus на Парижском авиашоу а Ле-Бурже


Аэродинамические улучшения Airbus A380 Plus


Переработанный салон Airbus A380 Plus

Сомнения основного покупателя

Emirates была и остаётся главным клиентом модели A380.

Получив 2 ноября сотый самолёт, перевозчик имеет в портфеле заказов ещё 42 единицы. Они пойдут как на расширение парка, так и на замену самых старых машин.

Вторичный рынок

И здесь — первая причина сомнений: в Дубае привыкли реализовывать списанные из флота Emirates самолёты авиакомпаниям второго эшелона, работающим на second hand. Однако вторичного рынка для Superjumbo пока не существует вовсе. Не было ни одной сделки на использование самолёта после начального эксплуатанта.

Читайте также  Turkish сужается в Европе и расширяется в России
240 аэропортов

С первой причиной связана вторая: пространство для применения A380 далеко не бесконечно. С ним могут работать в нормальном режиме всего 240 аэропортов в мире — большое число на бумаге, но весьма ограниченное на практике для многих потенциальных клиентов.

400 пассажиров

Третий фактор сомнений: слабая гибкость. Если при загрузке рейса свыше 400 пассажиров на маршрутах протяжённостью около 8 000 километров самолёт показывает приемлемую прибыль, то работая с меньшей становится убыточным. Найти и освоить целую сеть таких направлений — посильная задача далеко не для всех участников рынка.

227 миллионов долларов

Наконец, последнее: высокая цена самолёта. У арабских компаний не принято говорить о финансовых трудностях, однако очевидно — их бюджет не безграничен. Сделав заказ на 40 единиц Boeing 787-10 (и даже не внеся по нему аванс, поэтому он остаётся в статусе предварительного соглашения), Emirates Group, вполне возможно, просто сделала выбор в пользу более актуальной покупки, способной принести ощутимую отдачу относительно быстро. И теперь собственная неспособность купить продукт маскируется претензиями к его качественным характеристикам.

Ранее на эту тему:  Emirates подписалась на 40 Dreamliner’ов на домашнем авиашоу

Что же говорить о других авиакомпаниях, не имеющих в совладельцах представителей нефтяных монархий: «входной билет» в клуб пользователей Airbus A380 слишком дорог и для рискованных вложений не подходит.

Согласно отчёту агентства MBA Morten Beyer & Agnew, цена на самый старый Superjumbo в этом году составляет около 87 миллионов долларов США, на только выпущенный заводом — 227 миллионов.


Emirates — главный пользователь Airbus A380, почти половина всех самолётов этой модели в мире летает в цветах перевозчика эмирата Дубай. И это тоже плохо, причём и для Emirates: как только поток заказов с её стороны пересыхает, производитель вынужден думать о закрытии всей линейки


Чтобы сохранить модель «на конвейере», Airbus вынужден тормозить производственную линию и дожидаться оживления рынка.
Пока желающих вложить свои деньги в этот самолёт нет, а надежды на Emirates не оправдываются

Единственный арабский покупатель Airbus

Wataniya Airways (Q9) — кувейтский перевозчик, созданный в 2005 году в процессе либерализации авиационного рынка страны. Компания была основана рядом местных корпораций, в том числе инвестиционным гигантом KIPCO, после чего к концу 2008 года вышла на публичное размещение акций на Кувейтской фондовой бирже.

Читайте также  Emirates Group не выплачивает дивиденды

Однако собственно в бизнесе организация оказалась слабой: в 2010 году из-за слишком низкой загрузки рейсов началось сокращение маршрутной сети, персонала и парка, в котором осталось всего три самолёта.

16 марта 2011 года Wataniya Airways прекратила свою деятельность.

Однако в 2016 году, не дожидаясь окончания судебных процессов и до урегулирования задолженности по предыдущему этапу деятельности, было объявлено о повторном запуске бренда.

19 июня 2017 года авиакомпания вновь получила сертификат эксплуатанта и открыла рейсы на двух Airbus A320-214 из Кувейта (KWI) по трём направлениям: в Баку (GYD), Тбилиси (TBS) и Сараево (SJJ). Позже к ним добавились Берут (BEY), Бахрейн (BAH), Луксор (LXR), Сохар (HMB) и Эн-Наджаф (NJF)

На Dubai Air Show 2017 контракт с Golden Falcon Aviation для Wataniya стал единственной прямой продажей Airbus.


Джон Лихи (John Leahy; в центре), коммерческий директор Airbus, после подписания контракта на поставку самолётов Wataniya Airways


Оперативно подготовленный рендер Airbus A320neo в ливрее авиакомпании Wataniya Airways

Ещё на эту тему

Самые длинные маршруты 2018 года
В конце 2018 года с получением первого Airbus A350-900ULR авиакомпания Singapore Airlines (SQ) возобновляет полёты в Нью-Йорк и тем самым возвращает себе звание оператора самого протяжённого пассажирского маршрута.

Представляем обзор: 20 самых дли…

Emirates сокращает присутствие в Иране
Emirates (EK) 27 октября завершает полётную программу из Дубая (DXB) в Мешхед (MHD). Линия обслуживалась четырежды в неделю по вторникам, средам, пятницам и субботам на самолётах Boeing 777-300ER.

В зимнем расписании останутся лишь ежедневные рейс…

Emirates не пустили в Мексику
Emirates (EK) отказалась от планов по выходу на мексиканский рынок.

Причиной стало предоставление компании трёх слотов в неделю в аэропорту Мехико имени Бенито Хуареса (MEX) — самом загруженном в стране и в Латинской Америке в целом.

Но арабски…

Emirates и Etihad отрицают переговоры о слиянии
Авиакомпании Emirates (EK) и Etihad Airways (EY) в четверг, 20 сентября, опровергли сообщения о том, что первая рассматривает возможность поглощения второй.

Слух запустило агентство Bloomberg, сообщив со ссылкой на «информированные источники», что…

В Airbus назначен третий коммерческий директор за 2018 год
Кристиан Шерер (Christian Scherer), коммерческий директор Airbus с середины сентября 2018 года

Airbus назначил 56-летнего Кристиана Шерера (Christian Scherer) коммерческим директором на смену 13 сентября покинувшему компанию Эрику Шульцу (Eric Sc…

Читайте также  ATR продал 20 самолётов в Иран

Первый Airbus A380 для Японии впервые поднялся в небо
Первый Airbus A380-841 для японской авиакомпании All Nippon Airways (NH) совершил свой первый полёт 18 сентября.

Таким образом его перегнали со сборочной линии в Тулузе, Франция, на аэродром Финкенвердер (XFW) в Гамбурге — немецкую базу производит…

Airbus теряет прибыль и не может продать A330neo: всем нужен Dreamliner
Airbus SE опубликовал квартальную прибыль в 283 миллиона евро, что на 31% ниже прошлогоднего показателя — к концу марта 2016 года европейскому производителю удалось получить 409 миллионов чистыми.
Срыв поставок
Главной причиной падения называются з…

Airbus A350 Ultra Long Range совершил свой первый полёт
Версия Airbus A350-900 с увеличенной дальностью полёта — Ultra Long Range — успешно совершила первый испытательный полёт.

Самолёт с конструкционным номером 216 (порядковый номер собранных экземпляров семейства A350 XWB) поднялся в воздух 23 апреля…

AirAsia X хочет отказаться от Airbus A350
AirAsia X Berhad не собирается покупать Airbus A350XWB — несмотря на то, что заказ на 10 таких самолётов авиакомпания разместила ещё в июне 2009 года.

Генеральный директор группы Тони Фернандес (Tony Fernandes) теперь заявляет, что цена на самолёт…

Airbus и Zodiac разработают спальные контейнеры
Airbus SE и Zodiac Aerospace начали совместную разработку пассажирских спальных модулей, которые можно будет установить внутри нижней, грузовой палубы широкофюзеляжных самолётов.

Проект был представлен производителями 10 апреля на AIX Expo 2018, п…

Aegean анонсировала приобретение 42 самолётов Airbus A320neo
Греческая Aegean Airlines (A3) подписала меморандум о взаимопонимании с Airbus S.E. на приобретение до 42 самолётов семейства A320neo. Номинальная стоимость сделки составляет около 5 миллиардов долларов США — и это станет крупнейшей частной инвестици…

Airbus начал собирать первый японский A380
19 марта основные секции первого A380 для японской авиакомпании All Nippon Airways (NH) прибыли на производственную площадку Airbus в Тулузе, департамент Верхняя Гаронна, для финальной сборки. Под всемирно известным специальным конвоем для Superjumbo…